Травматология для всех

Практические советы при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Полезные материалы для врачей — травматологов, ортопедов, хирургов.

Методика НИР

Если мы хотим получить полноценные и убедительные результаты исследования, при современном состоянии науки необходимо привлекать к разработке той или иной темы разных специалистов, которые могут быть заинтересованы в данном исследовании. Только совместное, комплексное участие представителей разных специальностей, включая инженерно-технический персонал, может обеспечить полноценную разработку темы с использованием специальных методов исследования и в относительно короткий срок.

Однако комплексный метод разработки отдельных тем, несмотря на то, что он является не только современным, но и наиболее эффективным, еще очень редко используется в практике научно-исследовательской работы медицинских учреждений. Причина этого явления, прежде всего, — ничем не обоснованное опасение, что при комплексном исследовании теряется якобы индивидуальность исследователя.

Такое опасение является заблуждением, так как в комплексном исследовании принимают участие разные специалисты на одинаковых правах, причем каждый в области своей специальности работает на всех и одновременно все специалисты работают на одного.

Здесь, однако, следует подчеркнуть принципиальную разницу между комплексными и совместными исследованиями.

При совместных исследованиях, когда в разработке темы принимают участие два или три человека одной специальности, действительно нередко теряется индивидуальность исследователя, и поэтому такие «комплексные» разработки должны быть ограничены, за исключением случаев, когда все участники равноценно работают.

Одной из причин слабого развития комплексных исследований является малообоснованное опасение некоторых заведующих кафедрами утерять свою индивидуальность, потерять свою проблематику. Это опасение скорее является результатом известного консерватизма, порожденного структурой высшей медицинской школы и корнями уходящего в прошлое, когда каждая кафедра в пределах своей специальности имела возможность полноценно решать интересующие ее вопросы. В настоящее время отдельно взятая кафедра, клиническая или теоретическая, ограничена в своих возможностях высоким уровнем развития медицинской науки.

Итак, основными требованиями, которым должна отвечать любая тема исследования, являются следующие: конкретность наименования; актуальность; техническая выполнимость; физическая возможность проведения исследования.

Основные требования, предъявляемые к исследователю

Успешная разработка любой темы во многом зависит от личности исследователя.

Есть несколько основных требований, которым должно удовлетворять лицо, приступающее к разработке темы. Прежде всего следует оговориться, что здесь не идет речь об одаренности человека, так как это требование может быть слишком относительным и мы не всегда располагаем объективными показателями оценки одаренности, особенно если учесть, что она проявляется не сразу, а развивается в процессе работы.

Общая и специальная подготовка исследователя. Прежде чем рекомендовать тему, руководитель должен учесть, в какой мере общая и специальная подготовка будущего автора соответствует содержанию данной темы. Равным образом автор, избирающий ту или иную тему, должен задуматься — сможет ли он полноценно разработать данный вопрос? Достаточно ли у него общих и специальных знаний для того, чтобы постигнуть содержание и смысл исследования?

На поставленные вопросы руководитель обязан дать ясный ответ. Многие руководители постоянно учитывают эти требования и подбирают начинающим исследователям темы, с которыми те могут справиться. Однако нередки случаи рекомендации темы без учета степени подготовки исследователя, что ставит его в исключительно трудное положение. Несоответствие степени подготовки исследователя содержанию поручаемой ему темы обычно сопровождается неудачами в работе, которые могут явиться поводом к ложному убеждению в личной неспособности, породить неверие в свои силы.

Начинающий исследователь остро нуждается в поддержке, он должен быть убежден в своих силах, в способности решить поставленную ему задачу. Каждый руководитель — воспитатель; всеми способами он должен стремиться вдохнуть в начинающего исследователя уверенность, поддержать его инициативу, может быть, первое время даже не обращать внимания на недочеты непринципиального характера. Поэтому одним из самых верных способов поставить на правильный путь начинающего заниматься научной работой является подбор посильной для него темы.

Личный интерес исследователя к теме. Существовали и существуют руководители научных коллективов, успешно работающих в какой-либо области; их труды привлекают внимание читателей, к ним, естественно, тянутся лица, стремящиеся к научно-исследовательской работе. Попадая в такой коллектив, начинающий готов работать над любой темой данного научного направления. В этих случаях нередко наименование темы может быть для него безразлично. Руководитель обязан всегда иметь в виду, что есть и действительно безразличные «исследователи», которых интересует не наука, не направление, а только ученая степень, которые ради достижения этой цели готовы заниматься какой угодно темой.

Успешность разработки темы в значительной мере зависит от того, по душе ли исследователю порученная тема. С этой стороной руководителю также приходится считаться. Если вопрос, над которым предлагают работать будущему исследователю, не вызывает у него личного интереса, чувства искания, не волнует его, надеяться на успех в таких случаях очень мало оснований. Свою тему автор должен любить, его мысли и даже чувства должны быть поглощены исследованием; только при этих условиях можно ожидать ценных результатов.

В ряде случаев любовь к теме проявляется не сразу, требуется время, чтобы она созрела. Процесс созревания тем быстрее, чем скорее и яснее исследователь представляет себе полностью цель исследования. В таких случаях опытный руководитель стремится систематически воспитывать у начинающего исследователя интерес к теме, любовь к ней. Руководитель должен всемерно поддерживать инициативу и развивать ее. Исследователь должен знать, чем он будет заниматься, для чего, каковы дальнейшие перспективы развития темы. Только при этом условии можно рассчитывать на вдумчивое, серьезное отношение к теме начинающего научного работника. Беседы с руководителем, обсуждение темы с товарищами в значительной мере способствуют более быстрому созреванию интереса к исследованию.

Итак, если исследователь действительно интересуется темой, результаты, как правило, будут положительными.

Методологическая подготовка исследователя. Основной и главной целью каждого исследователя, каждого ученого является получение достоверных объективно существующих фактов. Недаром И. П. Павлов писал, что «Факты — воздух ученого». Однако для того, чтобы уловить факты, недостаточно иметь различные аппараты и приборы, тонко и точно регистрирующие наблюдения. Каждый исследователь должен иметь, прежде всего, рабочую гипотезу, руководствуясь которой он ведет исследование.

В процессе наблюдения исследователь должен стремиться к строго научной объективности, постоянно помнить о том, что на основании добытых фактов ему предстоит решить, насколько его идея, рабочая гипотеза подтверждается реальной действительностью. Настоящий ученый никогда не подчиняет факты рабочей гипотезе, он признает несостоятельность своей идеи, если добытые факты ей противоречат.

Только руководствуясь объективными фактами, исследователь может достигнуть положительных результатов. Однако для того, чтобы возможно ближе подойти к научной правде, мало иметь только факты, даже если они объективно достоверны, необходимо уметь их методологически правильно толковать, сопоставлять между собой и делать соответствующие обобщения. Если исследователь, располагающий несомненными фактами, не владеет методом диалектического познания явлений, если законы материалистической диалектики недостаточно им прочувствованы, трудно надеяться на то, что оценка результатов исследования и умозаключения автора будут близки к реальной действительности!

 

Страницы: 1 2 3 4

Оглавление