Календарь

Февраль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728  

Revolver Maps

Получай новые статьи

Получай новые статьи на почту:

Методика НИР

Методика научно-исследовательской работы (НИР).

Выбор темы исследования.

В жизни научного работника правильный выбор темы первого исследования является исключительно важным событием. Нередко содержание первого исследования определяет научные интересы на всю жизнь. К сожалению, этому вопросу порой уделяют неоправданно мало внимания, забывая о том, что неправильный выбор темы исследования не только не способствует развитию научных интересов, а наоборот, в той или иной мере снижает их, вплоть до полного забвения.

Для вдумчивого руководителя рекомендация темы исследования начинающему научному работнику является подчас трудноразрешимой задачей. Трудность заключается в том, что успех разработки зависит от характера темы, личности исполнителя, условий работы и некоторых чисто организационных моментов.

По своему происхождению темы могут быть разными, поэтому практически можно различать следующие:

а) темы, возникающие в результате дальнейшего развития проблемы, над которой работает данный научный коллектив;

б) темы инициативные;

в) темы «заказные».

Темы по основной проблеме, разрабатываемой коллективом.

Наиболее благоприятные и естественные условия выбора темы начинающим научным работником складываются тогда, когда тема его исследования непосредственно вытекает из развития основной проблемы, над которой работает коллектив (кафедра) в целом, когда выполнение ее обеспечивает в известной мере дальнейшее развитие главного направления, по которому следуют старшие товарищи. В таких случаях разработка избранной темы облегчается в значительной степени наличием спаянного единством научных интересов коллектива, владеющего соответствующим методом исследований.

Иначе говоря, если руководитель сумеет организовать хотя бы небольшой коллектив научных работников и направить его деятельность целеустремленно по одному пути, то каждое новое лицо, каждый молодой научный сотрудник всегда будет иметь тему исследования. Он легко найдет себе место, хотя обычно даже в таких случаях содержание темы в первое время не всегда достаточно четко ему представляется. В дальнейшем, по мере знакомства с принципиальными положениями проводимых исследований, с теоретической и практической значимостью разрабатываемого направления и с результатами исследований, ранее проведенных другими лицами данного коллектива, положение начинающего облегчается все больше и больше.

Каждый получивший тему исследования, прежде всего, должен верить в то, что она действительно является актуальной, что результаты ее разработки в какой-то мере будут вкладом, хотя бы даже и очень небольшим, в дальнейшее развитие проблемы. В этом отношении роль коллектива, в который вступает начинающий исследователь, коллектива, работающего над единой проблемой, поистине огромна. Пример старших товарищей, результаты, достигнутые ими в разработке проблемы, с объективной убедительностью заставляют начинающего верить в свою тему. «Получить» тему начинающий может даже не от руководителя, а от его помощников, ибо при такой организации руководитель сам становится членом коллектива, жизнь и творчество которых немыслимы без активного участия каждого в общей работе.

Примерами, подтверждающими сказанное, могут служить многочисленные факты из истории развития отечественной медицины. Достаточно вспомнить научные школы С. П. Боткина, С. П. Федорова, Е. Н. Павловского, Н. Н. Бурденко, И. П. Павлова, В. Н. Шевкуненко и многих других. Вот почему лица, желавшие посвятить свою жизнь науке, всегда стремились войти в такой коллектив, «получить» тему и место там, откуда открываются широкие горизонты дальнейшего развития науки.

Следует иметь в виду, что нередко руководитель известного своими работами коллектива в начальный период своей деятельности, когда только начинал создавать свое направление, по существу был одинок. Но и тогда он мог рекомендовать тему желающему, силой личного примера и результатами своего научного творчества мог заставить начинающего верить в нее.

Вместе с тем нередко можно встретиться с таким положением, когда руководитель, давая тему, ничем не может подкрепить ее теоретическую или практическую значимость, кроме словесных убеждений. В таких случаях тема оказывается случайной, надуманной, оторванной от запросов жизни. Такой руководитель сам не уверен в целесообразности разработки рекомендованной им темы, иногда меняет тему, чем поселяет еще большую неуверенность в начинающем исследователе. По существу такой руководитель коллектива не знает, чем ему заняться самому и занять вверенный ему коллектив.

Таким образом, выбор темы является подчас очень трудным этапом жизни, как для начинающего научного работника, так и для начинающего руководителя.

Темы инициативные.

Этот вид тем коренным образом отличается от тем, описанных выше. Инициативная тема может свидетельствовать в известной мере как о научной зрелости ее автора, так, иногда, и о недостаточности его кругозора. Авторы таких тем нередко имеют сравнительно небольшой опыт научно-исследовательской работы, но чаще научная инициатива отражает вдумчивое отношение врача к фактам, встречающимся в практике.

Иногда авторами инициативных тем могут быть даже студенты. Так, анализируя сведения, получаемые в процессе прохождения курса или изучения литературы, тот или иной студент не только избирает себе область, в которой он предполагает работать, но довольно часто даже определяет свои интересы. Отношение к инициативным темам, со стороны руководителя должно быть особым и должно заключаться главным образом во всемерной поддержке инициативы, даже если тема кажется недостаточно актуальной. Лучше потом, в процессе разработки, придать ей должное направление, чем при первой же беседе отвергнуть ее. Первая встреча автора темы с руководителем имеет огромное значение для начинающего исследователя. Правда, иногда как студенты, так и врачи предлагают инициативные темы, которые свидетельствуют о недостаточности знаний их авторов и потому нередко являются плодом заблуждения. Однако даже и в таком случае сама инициатива должна быть поддержана.

Ошибкой любого руководителя следует считать, когда он в беседе с обладателем собственной темы вместо выражения теплого дружеского участия ограничится краткой репликой, например: «Это достаточно хорошо известно», «Этим вопросом заниматься бесцельно» или, как сказал один из руководителей, – «Вам бы лучше учиться, чем фантазировать». Такой руководитель абсолютно не учитывает психологического состояния автора инициативной темы. Часто можно видеть, с каким волнением ожидает встречи молодой врач или студент, с каким смущением говорит о своих интересах, как страстно хочет услышать одобрение своих мыслей, которые занимали его подчас не одну ночь, прежде чем он принес их на суд избранного им руководителя.

Сказанное заставляет особенно чутко подходить к студенту – автору инициативной темы.

Несколько иное положение мы встречаем в тех случаях, когда автором темы является практически опытный в своей специальности врач. Его тема возникла в результате анализа собственной практической деятельности и, как правило, является отражением неудовлетворенности методами диагностики или методами лечения того или иного заболевания.

Автор такой темы глубоко уверен в ее актуальности, в ее непосредственном практическом значении. Если такой автор обращается к тому или иному руководителю, то не столько затем, чтобы услышать одобрение избранной темы, сколько, главным образом, с тем, чтобы узнать, как лучше, как правильнее с методологической и методической точек зрения разработать интересующий его вопрос, а также выяснить, в какой мере данная тема освещена в литературе.

Несмотря на то, что темы, рожденные практикой, должны встречать поддержку со стороны руководителей, можно привести очень много примеров, когда обладатель такой темы ходит от одного «руководителя» к другому, встречая подчас не сочувствие, а наоборот, «научно обоснованную» критику предложения. Некоторые руководители обычно стремятся доказать бесцельность разработки предлагаемой темы ссылкой на то, что данный вопрос хорошо освещен в литературе. Такие руководители совершенно не думают о том, что в процессе исследования, используя творческую инициативу врача, можно и должно направить исследование по соответствующему пути.

Иногда встречаются так называемые «одержимые» авторы, предлагающие подчас из ряда вон выходящие темы, как по постановке вопроса, так и по существу его. Такому автору обычно довольно трудно доказать нецелесообразность разработки предлагаемой темы, поэтому наиболее правильно предоставить ему возможность заняться интересующим его вопросом. При этом приходится иметь в виду, что авторы, «одержимые» в буквальном смысле слова, своими предложениями и даже исследованиями причинили немало огорчений не только одному руководителю, но и ряду научных учреждений.

Все сказанное обязывает любого научного руководителя относиться с большим вниманием ко всем инициативным темам.

Pages: 1 2 3 4

Оставить комментарий

Подпишись на RSS

Статьи